Про Театр, не про физику...
« В квантовой физике есть такое понятие, как "эффект наблюдателя". Ученые обнаружили, что присутствие наблюдателя влияет на поведение элементарной частицы. Это невероятно, но факт! Если никто не смотрит, через какую щель проходит электрон, он ведет себя как волна. Но стоит подсмотреть за ним - он сразу превращается в твердую частицу. То же самое - с поведением человека. Наедине с собой человек может делать массу вещей, которое никогда бы не сделал, зная, что это видит кто-то еще. Существует наш внутренний мир, который должен быть недоступен для наблюдателя. Тот же секс - интимнейший опыт человека. И если присутствие наблюдателя не мешает утехам, в этом есть нечто нездоровое - то, что можно назвать "порно", которое по одному из определений достаточно точно описано как "эротическое вне художественного". Поэтому голое тело на сцене, к которому так пристрастны Ян Фабр и его идейные последователи, на самом деле теряет эстетические свойства: зритель подсознательно либо отворачивается, либо сосредоточивает внимание на том, что не относится к искусству, к художественному образу - грубо говоря, на "сиськах и письках". И что бы ни задумывал режиссер, есть закон физиологического восприятия; перешагнуть это табу пытаются многие, но результат один: это творчество, но не искусство. Потому что испаряется, исчезает, улетучивается главная ценность искусства - вовлечение зрителя. А сотворчество - это не физиологическое любопытство. Сотворчество - это художественное воображение зрителя. И этим, к примеру, эротика отличается от порнографии. Эротика приглашает к сотворчеству, поэтому эротическая литература так мощно развита в мире, а сделать хороший эротический фильм так трудно.
Я понимаю, что Запад эти границы давно перешагнул, но думаю, что ничего хорошего и революционного в искусстве эта тенденция не несет. Потому что в искусстве важно непосредственное чувство. А сколько у нас чувств? До удивительного мало - всего три! Как говорил Пушкин - "Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством". Как точно! Именно это три чувства выражают три маски античного театра.»
Андрей Кончаловский
p.s. На фото актриса Юлия Елхимова готовящаяся к выходу в роли, которая приводит ее к метафоре "голого тела". Проект #InТеатр спектакль #РуководствоПользователю